среда, 27 января 2016 г.

О необходимости информирования Ростехнадзора при инцидентах

Попробуем разобраться в противоречиях в законодательстве, касающихся оповещения о происшедших авариях, инцидентах и их технического расследования.

В статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» приведены четкие определения понятий «аварии» и «инцидента». Также, частью 1 статьи 9 предусмотрены следующие обязанности для организации, эксплуатирующей опасный производственный объект: 
  • своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; 
  • представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Сроки и периодичность предоставления информации о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах, вышеуказанным Федеральным законом не установлены.

В то же время пунктом 35 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (далее - Порядка), утв. Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480, предусмотрена периодичность направления в Ростехнадзор информации о происшедших инцидентах – не реже одного раза в квартал. Данный Порядок не предусматривает ежеквартальное направление информации о происшедших авариях.

Также частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено ежегодное (до 1 апреля) представление в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. В составе этих сведений в соответствии с «Требованиями к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. Приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25, направляется, в том числе, информация о несчастных случаях и инцидентах, происшедших на опасных производственных объектах.

Теперь еще раз вернемся и проанализируем Порядок, утв. Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480.

Пунктом 2 введены следующие определения:
  • «Оперативное сообщение - сведения об аварии, в том числе о несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям N 1, 2 к настоящему Порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы»; 
  • «Техническое расследование причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента, случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения - установление и документальное фиксирование обстоятельств и причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорном объекте, определение лиц, ответственных за указанные происшествия, разработка мероприятий по предупреждению аналогичных происшествий».
Таким образом, определение «оперативное сообщение» предусматривает процесс направления оперативного сообщения только об аварии или о несчастном случае, происшедшем в результате аварии или инцидента. Напрашивается вывод, что об инциденте, если в результате него не произошел несчастный случай, сообщать не требуется.

Аналогично и определение «техническое расследование…» в самом себе не содержит понятия технического расследования инцидента, если в результате него не произошел несчастный случай.

Однако далее по тексту в Порядке отсутствуют подобные уточнения касательно инцидента (с несчастным случаем или без него). Кроме того, возникают противоречия: например в разделе II понятие «инцидент» присутствует только в названии раздела и в пункте 14. В остальных пунктах указанного раздела речь идет только об авариях и несчастных случаях.

В Приложении № 1 к Порядку понятие инцидент упоминается только в названии, далее по тексту речь идет об аварии.

В Приложении № 3 к Порядку вообще не упоминается понятие «инцидент».
 
Таким образом, учитывая вышесказанное, пока Ростехнадзор не устранит правовые пробелы по этой теме, невозможно однозначно сказать о необходимости направления оперативного сообщения в Ростехнадзор в течение 24 часов с момента возникновения инцидента, если в результате него не произошел несчастный случай.
 
Ваше мнение...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.