Идентификация объектов нефтегазодобывающего комплекса

После выхода «Разъяснений по вопросам идентификации и классификации опасных производственных объектов нефтегазодобывающего комплекса», возникло еще больше вопросов, требующих разъяснений (простите за тавтологию).
В п. 3 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ было введено понятие — «объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата». Я думаю, у многих сразу же возник вопрос — какие же именно имеются ввиду объекты?

В рамках идентификации и присвоения класса опасности логично было бы воспользоваться Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра ОПО в части присвоения наименований ОПО…». В этом документе есть раздел 4 «Опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса». Ну что же, вроде бы похожие понятия — и там, и там нефть, газ и добыча. Сам собой напрашивается вывод, что объекты, о которых идет речь в ФЗ № 116-ФЗ и есть те самые объекты из раздела 4 Приказа РТН № 168. Но не тут-то было! Видимо, когда в Ростехнадзор начали поступать первые заявления о перерегистрации объектов, гос служащие задумались, поняв что в законодательстве есть недоработки. Попробую объяснить на примере.
Попробуем присвоить класс ОПО «Участок комплексной подготовки газа», считая, что это «объект бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата». Объект идентифицируется по признаку получения и использования, хранения и транспортирования опасных веществ. Допустим, что максимальное количество вещества (природного газа с содержанием сернистого водорода менее 1 процента) на объекте — 250 т, применяется оборудование, работающее под давлением до 1,6 МПа (теоретически). В п. 1 приложения 2 к ФЗ № 116-Ф есть интересная фраза в скобках: «(за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения)». Получается, что для идентификации нашего объекта абсолютно не важно, какое количество опасного вещества на нем обращается. Класс опасности в таком случае устанавливается в соответствии с пп. 3 и 5 приложения 2 к ФЗ № 116-ФЗ. С учетом вышесказанного получается, что нашему объекту нужно присвоить IV класс опасности! Получается, что сложная технологическая система по подготовке природного газа, в которой обращается взрывоопасное вещество — это объект низкой опасности?!
Вот Ростехнадзор и призадумался… К тому же начали поступать вопросы с просьбой четко объяснить термин «объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата». Думали-думали, а в это время Минюстом регистрируется Приказ Ростехнадзора «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», рег. № 28222 от 19.04.2013, да к тому же еще и происходит его официальное опубликование 17.06.2013. Через шесть месяцев (18.12.2013) он вступит в силу. Так вот в этом самом документе вводятся два понятия:
  • объекты бурения и добычи;
  • объекты обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата.
После этого и вышли разъяснения, в которых Ростехнадзор ссылается на этот (еще не вступивший в силу) документ. Грубо говоря, к объектам бурения и добычи относятся различные скважины, а к объектам обустройства месторождений — все остальное. Ничего себе разъяснения! В рамках идентификации и присвоения класса опасности всех интересует привязка к Приказу Ростехнадзора № 168, т.е. какие конкретно объекты из этого приказа относятся к объектам бурения и добычи. А что получилось? В Приказе № 168 нет такого типа ОПО, как «скважина». Хорошо, есть «фонд скважин». Допустим, что фонд скважин — это объект бурения и добычи. А как быть с промысловыми трубопроводами, по которым транспортируется скважинная продукция? Это уже объекты обустройства месторождения? Или нет?
В общем, хотелось бы от Ротсехнадзора получать более вразумительные и подробные разъяснения по возникающим вопросам. А пока будут выходить в свет такие вот разъяснения, ссылающиеся на недействующие нормативные документы, к тому же за подписью различных И.о. и Врио, не подкрепленные никакими печатями, но способными изменить требования Федерального закона, порядок в области промышленной безопасности наступит не скоро…

Вам также может быть интересным

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *