Перспективы развития эффективной системы оценки соответствия требованиям промышленной безопасности

 
 
В настоящее время предприятиями различных отраслей промышленности в России эксплуатируется более 300 тысяч опасных производственных объектов. Значительная часть объектов была построена несколько десятков лет назад, а применяемые на них технические устройства, здания и сооружения исчерпали свой ресурс, назначенный при проектировании. Нередко причинами аварий и несчастных случаев при эксплуатации опасных производственных объектах являются неисправное техническое состояние оборудования, применение морально устаревших производственных технологий и другие нарушения требований промышленной безопасности. Естественно, что для дальнейшего безопасного развития промышленности необходима модернизация основных производственных фондов, внедрение инновационных производственных технологий, уникального оборудования и материалов.
Указанная задача обозначена в Концепции совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года, утвержденной 26 сентября 2011 года решением Коллегии Ростехнадзора. Для решения задач, касающихся модернизации и различных инноваций в производственной деятельности, в каждом конкретном случае необходимо владеть достоверной информацией о фактическом состоянии промышленной безопасности на опасном производственном объекте в комплексе, в разрезе соблюдения всех существующих требований законодательства. Существенно, что информации о фактическом состоянии технических устройств, зданий и сооружений, полученной по результатам их обследования в рамках экспертизы промышленной безопасности, в данном случае не достаточно. Необходима комплексная экспертная оценка состояния промышленной безопасности, охватывающая все вопросы, связанные с обеспечением соблюдения требований законодательства.

В контексте рассматриваемого вопроса экспертная оценка — это процедура получения комплексной оценки соответствия требованиям промышленной безопасности опасного производственного объекта на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

Часть этой процедуры, по сути, выполняет Ростехнадзор при проведении мероприятий по контролю и надзору в области промышленной безопасности. При этом проводится визуальный осмотр опасного производственного объекта и технических устройств с целью оценки соответствия требованиям промышленной безопасности, а также проверка документов. В большинстве случаев, результатом мероприятий по контролю и надзору является акт-предписание, в котором указываются сведения о выявленных нарушениях. Однако охватить весь спектр вопросов, связанных с промышленной безопасностью на объекте, даже за несколько плановых проверок Ростехнадзора, практически невозможно.

С одной стороны, для владельца опасного производственного объекта это выгодно: меньше выявленных нарушений, соответственно – меньше вероятность штрафных санкций со стороны Ростехнадзора. С другой стороны, зачастую руководитель эксплуатирующей организации не осведомлен о грубых нарушениях требований промышленной безопасности на своих объектах, которые могут стать причиной аварии, инцидента или несчастного случая. Последствия при этом могут быть значительно серьезнее, чем штрафные санкции.

Помимо Ростехнадзора частично функцию оценки соответствия требованиям промышленной безопасности ранее выполняли экспертные организации при проведении экспертизы промышленной безопасности документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов. Как правило, указанный вид экспертизы ранее проводился с целью независимой оценки соблюдения лицензионных требований перед получением лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, а соответствующее заключение предоставлялось в Ростехнадзор вместе с заявлением на получение лицензии. В данном случае, также как и при плановых проверках Ростехнадзора, оценка соответствия опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности была не полной. Процедура при этом была документарной, визуальный осмотр объекта не проводился. В связи с изменением порядка лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, данный вид экспертизы потерял свою актуальность, а начиная с 15 марта 2013 года в новой редакции Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» был исключен окончательно.

Еще одним видом комплексной оценки соответствия опасного производственного требованиям промышленной безопасности можно назвать производственный контроль, организация и осуществление которого являются обязательным требованием Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Основными задачами производственного контроля являются:

  • обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
  • анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;
  • разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;
  • контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
  • контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
  • контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Являясь одним из важнейших элементов системы управления промышленной безопасностью, производственный контроль, может служить основой для экономически обоснованного планирования мероприятий по ремонту, модернизации основных производственных фондов и внедрению инновационных технологий. Однако эффективность производственного контроля в настоящее время остается на низком уровне. Это связано, в первую очередь, с низким качеством комплексного анализа состояния промышленной безопасности, напрямую зависящим от квалификации задействованного при этом персонала. В лучшем случае анализ проводят инженерно-технические работники, аттестованные по вопросам промышленной безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям, и не обладающие достаточными теоретическими знаниями и опытом практической работы для проведения работ по оценке соответствия. Выводы по результатам проверок при этом носят разрозненный характер, множество грубых нарушений требований промышленной безопасности, остаются незамеченными.

Принимая во внимание отрицательные стороны вышеуказанных вариантов оценки соответствия опасных производственных объектов требованиям промышленной безопасности, можно сделать вывод, что для решения поставленных задач, касающихся модернизации основных производственных фондов, снижения риска возникновения аварий и развития промышленности в целом, необходим иной подход. В контексте рассматриваемых вопросов оптимальным решением является комплексная экспертная оценка соответствия требованиям промышленной безопасности, осуществляемая независимой организацией силами аттестованных экспертов в области промышленной безопасности и другими специалистами соответствующей квалификации.

В рамках действующего законодательства понятие эксперта в области промышленной безопасности зафиксировано в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Эксперт в области промышленной безопасности – физическое лицо, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности. Данная формулировка не уточняет, каким образом должна проводиться оценка специальных познаний эксперта в области промышленной безопасности. Однако, по итогам совещания, состоявшегося в Ростехнадзоре 18 февраля 2014 года с участием представителей ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», было принято решение о сохранении двухступенчатой оценки соответствия эксперта квалификационным требованиям путем проведения аттестации в области промышленной безопасности в аттестационных комиссиях Ростехнадзора и аттестации экспертов независимыми органами по аттестации экспертов.

Таким образом, для проведения работ по независимой оценке соответствия опасных производственных объектов требованиям промышленной безопасности, могут привлекаться так называемые инспекционные органы (экспертные и инспекционные организации), аккредитованные в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, в соответствии с СДА-11-2009 и СДА-17-2009.

Условно, возможно разделение работ по оценке соответствия на следующие взаимозависимые этапы, выполняемые как в комплексе, так и отдельно, для выявления определенного вида несоответствий:

  • обобщенный визуальный осмотр объектов;
  • анализ результатов идентификации эксплуатируемых опасных производственных объектов;
  • комплексный анализ эксплуатационной документации;
  • проверка соблюдения лицензионных требований;
  • оценка соответствия объектов требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и других нормативно-технических документов по отраслевой принадлежности объекта;
  • комплексный анализ выявленных нарушений и несоответствий, их ранжирование по различным критериям, согласованным с владельцем объектов.
В качестве результата работ представляется отчет, содержащий аналитические материалы, обоснованные выводы, рекомендации и предложения по доведению основных производственных фондов предприятия до соответствия требованиям норм и правил, их совершенствованию и модернизации, а также первоочередные мероприятия для снижения риска аварий и достижения безопасной и безаварийной работы производства. Для руководителя предприятия данный отчет может служить руководством для планирования мероприятий по улучшению состояния промышленной безопасности на ближайшие несколько лет.

Кроме того, выполнение работ по комплексной экспертной оценке соответствия актуально перед разработкой планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, деклараций промышленной безопасности, а также перед лицензированием эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
 

Выводы: 

Развитие рынка независимой комплексной экспертной оценки соответствия может стать хорошей основой для создания эффективной системы оценки соответствия требованиям промышленной безопасности, в соответствии со вторым этапом Концепции совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности на период с 2015 по 2020 годы.
А.Н. Десятов

Вам также может быть интересным

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *